Секрет победоносности Генуи был в особой системе боя. Отличительные особенности: логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле (для одновременной тренировки бойцов). Помимо характерных этой традиции видов оружия предполагалось использование и других видов холодного оружия, захваченных у противника в бою. Ярким примером применения этой техники боя — генуэзского фехтования — является победа в битве капитана Доменико Каневаро, когда одно судно совершило абордаж на 6 кораблей противника!
Ошибочно думать, что школа Генуэзского фехтования — далекое прошлое или удел любителей — реконструкторов исторических эпох, это не так! Я изучил несколько источников, в том числе исследования одного из международных НИИ, которые поделились своими выводами в этом году (2017). Отличительно, что они опираются на встречи с профессурой. Информации по этой школе действительно сохранилось настолько мало, что найти её было довольно сложно.
Начнем с оружия. Важно отметить, что генуэзцы создавали исключительно свои виды оружия: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш, генуэзская палка.
Генуэзский абордажный меч применялся в ходе абордажных схваток и характеризовался массивным, широким и прочным лезвием, а эфес (гарда) был спроектирован таким образом, чтобы кисть руки почти полностью была защищена в сражении.
Генуэзский нож выполнен в своеобразном стиле с особой формой клинка, очень похожей на кинжал или стилет, поэтому он является запрещённым оружием. Ввиду этого для исследования была приобретена штучная каталожная книга, где описаны все генуэзские ножи.
Генуэзцы также использовали морской нож. Характерной чертой такого ножа является то, что он раскладывается в два этапа. С одной его стороны находится шило, а с другой – нож. Так выглядит боцманский нож. Данная разновидность ножа также являлась элементом фехтования.
Другим элементом генуэзского фехтования была трость, такая же, как палермитанская. При этом в генуэзской трости не был спрятан нож, и она использовалась как венецианский бастон (трость с железным набалдашником на конце). Ещё одним элементом фехтования в Генуе был морской крюк. На сегодняшний день техника работы с тростью и с крюком в генуэзском стиле реставрирована Гранд Маэстро О. Мальцевым.
Кроме перечисленных видов оружия, генуэзцы использовали длинное клинковое оружие в виде шпаги. Известно, что они её позаимствовали у венецианцев, но использовали на берегу, а не в морских боях.
Говоря о Генуе, можно назвать ее агрессивной морской державой, которая часто была задействована в военных боях на Сицилии и даже периодически воевала с Венецией, что немало отразилось на технике фехтования.
Уникальность генуэзской техники состоит в том, что она построена на двигательных моделях работы моряка. Всего существует восемь логических моделей. Использование термина «логическая модель» подразумевает под собой механизм владения ножом. Перечислим: штурвал корабля (технические элементы построены на вращении рулевым «колеса»); работа рулём корабля; «тянуть канаты» (где есть тянущие канаты и отдающие канаты); «вязать узлы»; комплексная модель «ремонт корабля» ввиду того, что, ремонтируя корабль, люди совершают несколько движений: «пилят доски», «забивают гвозди», будто молотком, «зашивают паруса», «связывают что–то», то есть соединяют какие–то сломавшиеся части. При этом используется нож.
Генуэзцы предпочитали сражаться не так, как это свойственно итальянцам,– прямым хватом, – но обратным (норманнским) хватом ножа. Это касалось как использования длинного генуэзского ножа, так и короткого ножа. Одну и ту же логическую модель они использовали и для работы длинным ножом, и коротким ножом, и шпагой, и абордажным мечом. Именно поэтому генуэзский стиль не похож ни на какой другой итальянский стиль. Эти же модели использовались генуэзцами и для работы с тростью. Таким образом, можно сказать, что одни и те же модели позволяют работать с разными видами оружия. При этом генуэзцы брали нож прямым хватом только в 20% случаев, в остальных случаях они сражались, держа нож обратным (норманнским) хватом, перекладывая его из одной руки в другую.
Генуэзцы использовали разные виды ударов: и режущие, и колющие, и пробивающие удары клинком. Генуэзцы прекрасно владели парным оружием, используя, к примеру, такие конфигурации:
1) в левой руке – абордажный меч, в правой руке – нож;
2) в правой руке – абордажный меч, в левой руке – длинный генуэзский нож;
3) в правой руке – короткий нож, взятый норманнским хватом, и в левой – крюк.
Откуда появился крюк? Как правило, такой инструмент нужен был грузчикам, разгружавшим корабль, переносившим вещи. При использовании его вращали по кругу. Техника работы последней конфигурацией с крюком могла быть такой: сначала наносили удар ножом, затем вонзали крюк, чтобы человек не сбежал, и дальше продолжали наносить ему удары ножом, потом человека снимали с крюка и он падал. Абордажный бой был основным видом боя Генуи.
Более детально вооружение Генуи можно изучить в двух томах книги автора — генуэзца Андреа Бути «Генуэзский нож. История клинка запрещённого оружия «каруджи» (“Ilcoltellogenovese. STORIE DI LAME, DI ARMI PROHIBITE E DI “CARUGGI” di Andrea Buti).
В трактате Франческо Альфиери «Искусство превосходного владения мечом», автор которого подводит итоги об итальянском фехтовании, во введении Мастер обращает внимание на то, что «нужно использовать только ту технику, которая прошла войну и дуэли». Говоря об «успешных войнах», в которых люди неоднократно побеждали во многих сражениях, можно обсуждать только опыт двух держав – Венеции и Генуи. Более истории не известна ни одна держава, которая одерживала бы победы с таким размахом.
Journal information