Альберт Фельдман (felbert) wrote,
Альберт Фельдман
felbert

Category:

Православная Троица и иудейский Шавуот


ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, или День Святого Духа или ПЯТИДЕСЯТНИЦА празднуется через семь недель после Пасхи (в 50-ый день), в воскресенье. Точно также, как и еврейский Шавуот http://felbert.livejournal.com/301357.html. Только его не преносят, а празднуют точно на 50-й день.

В праздник Пятидесятницы вспоминается сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось именно во время празднования Шавуот, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день.

Шавуот-Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов. До сих пор этот ритуал продолжается Схождением Благодатного Огня, но происходит это в первый день Пасхи. http://felbert.livejournal.com/187418.html



День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, а Б-жественной волей. По мнению богословов именно этим праздник оформляется христианская доктрина триединства Б-жественной сущности. Именно сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и христианское учение о Триедином Б-ге и участии Трех Лиц Б-жества в спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Шавуот иудеи; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Христианство сохранило этот обычай, придав ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.



Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и в то же время самым загадочным праздником на Руси. Удивительным образом языческие традиции переплелись в нем с христианскими идеями. Этнографы считают, что это прздник обозначает один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, прихо­дящийся на четверг; родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик — седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю.

В Украине есть очсобенные традиции Троицы. Так украинцы праздник Троицы отмечают 3 дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.

На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.

В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры.

Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.

Символом Троицы стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.
В постную среду на троицкой неделе деревенские девчонки семи – двенадцати лет собирались вместе и ходили заламывать березку. Березовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу-Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки (между прочим, отличное упражнение для развития мелкой моторики!), запасали новый наряд. В четверг с утра детям жарили яичницу (это традиционное обрядовое блюдо символизировало жаркое летнее солнышко), давали с собой крашеные желтые яйца, и ребятня отправлялась в лес или на ополицу (край поля) “завивать” березку. Выбиралось красивое деревце, и его ветви завивались гнездышком, связывались попарно, заплетались косичкой, скручивались венком. На березку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали полевыми цветами. Вокруг березки водили хороводы с песнями, под ней устраивали трапезу, не забывая оставить птицам то, что не доели.

Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой, троицкими дедами.

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев.

Очень увлекательное действо троицкой недели – гадание по венкам, которые обычно бросали в реку вместе с березкой. Чей венок пристанет к берегу – та останется в девках, чей уплывет или пристанет к другому венку – та выйдет замуж, чей потонет – та умрет. Однако в разных местах одно и то же “поведение” венков понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а мог символизировать и то, что милый помнит и тоскует. Так что, если вы решитесь погадать на венках, не воспринимайте “пророчества” слишком серьезно!
Был и такой девичий обычай. В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. Образ кукушки как вещей птицы был очень тесно связан с культом цветущей природы, почитания растительности и поминовения предков.

За Троицей шла русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки, обитательницы рек и озер, странствуют по земле, гуляют по лесам, избирая себе приютом старые деревья, особенно, дубы. Они качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищенную у тех хозяек, которые ложатся спать без молитвы. Да и в славянской традиции русалки совсем не похожи на своих западноевропейских сестер, которых обычно представляют в виде девушки с рыбьим хвостом. Русалки (их еще называют купалки, водяницы, ласкатухи) ведут свое происхождение с весьма древних, языческих времен. Можно предположить, что в те времена они были кем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим наядам. По представлениям наших предков-язычников, это были души умерших родственников: тогда принято было хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Существуют и другие версии происхождения русалок: это могли быть грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, или утопленницы-самоубийцы. Считалось, что девушка или женщина может превратиться в русалку даже в том случае, если купается без нательного креста. Одним словом, это были некие потусторонние существа, которых нужно было задобрить. Поэтому, начиная с Троицы, наши предки в лесу устраивали пиры-тризны, принося жертвы душам-русалкам.

Русалки не случайно появлялись из воды именно тогда, когда поля особенно нуждались во влаге. С этим были связаны обряды русальной недели. Ряженых русалок (в венках, масках, закутанных в простыни или почти обнаженных) с шумом и криком “провожали”: загоняли в жито. Иногда делали и чучело русалки, которое в конце русальной недели положено было сжечь, утопить в реке или оставить на хлебном поле.

И немного мистики. Троица один из самых мистичных дней. Маги и колдуны именно сегодня подтвержадают древний союз веры, земли, воды и всех тварей земных и небесных.
Tags: иудаизм, праздник, христианство
Subscribe

  • Продукты под микроскопом

    Вы можете даже не догадываться об этом, но во всем, что вы едите, скрывается потрясающий микро-мир. И увидеть его возможно лишь с помощью мощного…

  • Смешные фильтры для котов

    Компания Snapchat разработала для своего приложения фильтры, которые работают на кошках - пользователи в восторге. Если раньше технология…

  • Сравнение Южной и Северной Кореи

    Более 70 лет назад Корея разделилась на два государства. И с тех пор жизнь в Южной и Северной Корее значительно отличается. Пока демократическая…

promo felbert april 3, 2014 11:11 7
Buy for 100 tokens
"Свыше 10 000 просмотров в сутки за 100 жетонов. По вопросам серьёзного сотрудничества пишите на felbert@yandex.ua"
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments