felbert, мозаика странностей, felbert's freak collection

felbert


Мозаика странностей

Felbert's Freak Collection


Previous Entry Share Next Entry
Разведчики не могут быть шпионами
felbert, мозаика странностей, felbert's freak collection
felbert
Недельная глава "Шлах"

Эта глава о том, как евреи расположились на Южной границе Ханаана. На горизонте "сгущались тучи". Земля была им дарована, но ее надо было захватить. Мужчины уже были призваны в ополчение, и все ждали приказа к выступлению. Но б skj zyj? что ничего не ясно. И в этот момент Моше решается разведать обстановку. В этом было отступление от приянтых им правил слепого повиновения голосоу Всевышнего. Что разведывать? - если Земля даровано твоему народу... Но Моше отправляет разведчиков.
И они доставили недобрые вести, в результате чего завоевание Ханаана было отложено на сорок лет.
Было ли решение Моше послать раведчиков принципиально неверным? Через сорок лет, когда Израиль наконец-то был готов войти в Землю Обетованную, Моше вновь начинает с разведки:
"И ПОСЛАЛ МОШЕ РАЗВЕДАТЬ ЯЗЕР, И ВЗЯЛИ ОНИ ПРИГОРОДЫ ЕГО, И ИЗГНАЛИ ЭМОРЕЕВ, БЫВШИХ ТАМ." (Бемидбар 21:32).
Аналогичным образом поступил впоследствии Иегошуа бин Нун, отправивший лазутчиков в осажденный Иерихон (Иегошуа 2:1 и 7:2).



Отсюда главный закон войны - накануне любой военной кампании, важнее всего знать о врагах как можно больше. Как говорил Талейран - один толковый разведдчик может быть полезней целой армии. Ему вторит Макиавелли- зная тайну врага, ты его уже можешь считать побежденным. Поэтому в любой войне военная разведка играет огромную роль.

В чем же тогда была ошибка Моше? Именно в том, что он их послал. Нерешительность здесь ранялась неверию. Когда вас ведут высшие силы, то надо идти вперед. Не даст вам оступиться Всемогущий...

Хотя кто-то говорит, что никаких разведчиков Моше не посылал! Описывая миссию посланцев Моше, Тора ни разу не называет их лазутчиками ("meraglim"). Их задача сводилась не к военной разведке - "leragel et haaretz" - но "latur et haaretz" – "ОСМОТРЕТЬ СТРАНУ КНААН" (Бемидбар 13:17). Типа они не разведчики, а пионеры... Те кто просто намечают путь и выбирают верную дорогу. Т.е. их миссия была военной лишь в незначительной степени. Моше поручил им разузнать,"КАКОВА СТРАНА, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЕТ, ХОРОША ОНА ИЛИ ПЛОХА, И КАКОВЫ ГОРОДА, В КОТОРЫХ ОН ЖИВЕТ, ОТКРЫТЫЕ ОНИ ИЛИ УКРЕПЛЕННЫЕ; И КАКОВА ЗЕМЛЯ ЭТА, ТУЧНА ОНА ИЛИ ТОЩА, ЕСТЬ ЛИ НА НЕЙ ДЕРЕВЬЯ ИЛИ НЕТ(ibid 19-20). С военной точки зрения от этой информации было мало проку.

Еще один важный аспект, Моше послал в Ханаан 12 лазутчиков, по одному от каждого колена. Почему? Дело в том, что Моше руководствовался не столько военными, сколько политическими соображениями - в этой разведывательной миссии было желание дать возможно ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ЭТО ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ ВСЕМ КОЛЕНАМ, В отличие от Иегошуа, который . "ПОСЛАЛ ИЗ ШИТИМА ДВУХ ЧЕЛОВЕК, РАЗВЕДЧИКОВ, ТАЙНО" (Иегошуа 2:1), Моше отправил 12 послов совершенно открыто. Каждый из посланых был одним из "ГЛАВ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ " (Бемидбар 13:2), т.е. важным человеком, но никак не профессиональным шпионом. Не исключено, что их отбытие даже сопровождалось торжественным прощальным пиром.

Но такой большой отряд из 12 человек, тоже был несомненной ошибкой - такая большая группа не могла остаться незамеченой. Но главная ошибка заключалась в том, что миссия была отправлена народом. Впоследствии Моше сам признал этот факт в книге Дварим(1:22-23). Поэтому отчет о результатах разведки был предъявлен не лично Моше, но всему Израилю:
"И ВОЗВРАТИЛИСЬ ОНИ С ОСМОТРА СТРАНЫ ЧЕРЕЗ СОРОК ДНЕЙ. И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ" (Бемидбар 13:25-26).

Разведка, организованная Моше, провалилась, поскольку он послал в Ханаан не разведчиков, а представителей колен, причем с непонятным заданием, не имеющим отношения к ближайшим целям. Для того, чтобы миссия увенчалась успехом, Моше следовало секретно послать несколько разведчиков-профессионалов. Tак что неудивительно, что в конечном итоге Всевышний возложил ответственность за провал на Моше:
"ТАКЖЕ И НА МЕНЯ ПРОГНЕВАЛСЯ БОГ ИЗ-ЗА ВАС, СКАЗАВ: "ТЫ ТОЖЕ НЕ ВОЙДЕШЬ ТУДА." (Дварим 1:37).

Таким образом главе Шлах приводится история греха разведчиков. Да, они сказали следующее: Земля Израиля прекрасна и желанна, но мы неспособны её завоевать. Однако в Псалмах грех еврейского народа описывается следующим образом: "И презрели они землю желанную, не поверили слову Его" (Псалмы 106:24). В главе Шлах, ниже по тексту, также упоминается, что еврейский народ пренебрег Святой Землей: «Дети же ваши, о которых вы говорили: "добычею станут они", - их введу Я, и они узнают землю, которой вы пренебрегли» (Бемидбар 14:31). И в этом разница разведка - это информация, а шпионаж - вредительство.

Комментарий «Сфат Эмет» (написанный третьим Гурским Ребе) дает блестящий, по-настоящему хасидский ответ на этот вопрос. При создании мира Всевышний поместил свет Торы в материальное творение. Он поручил человечеству, а в особенности избранному народу, который принял Тору, найти и раскрыть этот свет, спрятанный «в земле». Тем самым люди должны исправить то, что было «утеряно» при Творении. Сыны Израиля после Исхода начали привыкать к жизни в пустыне – «земле без земли», где не было необходимости обрабатывать землю ни для того, чтобы прокормить себя, ни для того, чтобы раскрыть спрятанный свет Торы. И пропитание, и Тора спускались непосредственно с Небес – Всевышний обеспечивал евреев всем необходимым как в духовном, так и в материальном плане. Разведчики «учили» народ: не стоить понижать свой духовный уровень физической работой на земле – и тем самым они предали Землю Израиля, предпочтя «пустынный образ жизни». Сфат Эмет объясняет значение трех заповедей, которые еврейский народ получил непосредственно после греха разведчиков. К этим заповедям относятся отделение халы при замешивании теста, принесение возлияний на жертвенник Храма и прикрепление кистей цицит к одежде. Все эти заповеди связаны с тем временем, когда сыны Израиля все же покинут пустыню и начнут обычную жизнь на обещанной им Земле. Именно эти заповеди должны были в будущем послужить утешением за утрату трех подарков, которыми евреи пользовались в пустыне и которые они настолько боялись потерять: мана, колодца с водой (который чудесным образом передвигался за евреями в пустыне) и облаков славы Всевышнего, котрые прятали от палящего солнца.

Творец показал народу, что хлеб даже в обычных условиях можно связать с Небесами – когда от теста отделяется хала. Совершая возлияния на жертвенник, можно увидеть, как Рука Творца проявляется в этом мире посредством воды. А прикрепляя к одежде нити цицит, мы облачаемся в заповедь так же, как облака Славы окутывали еврейский народ во время странствий. Если посмотреть на идею жизни в Эрец Исраэль через призму греха разведчиков и тех заповедей, которые были даны непосредственно после него, мы поймем следующее. Когда мы вступаем в жизнь, каждый человек в отдельности или же весь народ в целом, - нам надо, чтобы нас кормили с ложки. Однако на каком-то этапе надо научиться «питаться самостоятельно». Мы добываем наш хлеб в поте лица – и подносим его в качестве дара Всевышнему. Мы копаем колодцы, чтобы добыть воду, выжимаем оливковое масло – и приносим воду и масло в Храм, чтобы возлить на жертвенник перед Всесильным. Мы шьем себе одежду и надеваем ее, используя как напоминание о нашей связи с Творцом и о тех деяниях, которых Он от нас ожидает… Три заповеди, перечисленные выше (отделение халы, принесение возлияний, цицит), охватывают различные слои еврейского общества. Женщины отделяют халу, мужчины носят цицит, кoэны совершают возлияния в Храме. У каждого человека свой путь для связи со Всевышним – через те заповеди, которые наиболее непосредственно формируют его жизнь. А когда мы становимся единой группой, нацией - наши духовные достижения сливаются вместе и поднимаются ввысь благодаря тому, что каждый исполнил свою часть работы.

promo felbert april 3, 2014 11:11 7
Buy for 100 tokens
"Свыше 10 000 просмотров в сутки за 100 жетонов. По вопросам серьёзного сотрудничества пишите на felbert@yandex.ua"

  • 1
Интересно! Читаю раз в неделю. Спасибо!

А какая связь между картинкой и текстом? Уж больно она мистическая, загадочная и символическая...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account