felbert, мозаика странностей, felbert's freak collection

felbert


Мозаика странностей

Felbert's Freak Collection


Previous Entry Share Next Entry
Шабат Шалом - главы ТАЗРИЯ и МЕЦОРА, или ТОРА как учебник дерматопсихологии
felbert, мозаика странностей, felbert's freak collection
felbert
Недельная глава ТОРЫ: глава ТАЗРИА и глава МЕЦОРА (Вайикра [Левит], 12 - 17)
Читаются они вместе, если год не високосный.
Слово "тазриа" означает "будет оплодотворена". Слово "мецора" означает "выздоровление".

Эти главы:
- О роженицах, и её очистительной жертве - обрезание мальчика.
- О заболеваниях, требующих изоляции больного (в основном о проказе).
- О повреждениях кожи и пятнах на одежде самого разного происхождения.

В этих главах три странности. Во-первых, отрывок этот оставляет осадок... Как будто читаешь учебник дерматологии. Во-вторых, объеденены две, казалось бы, диаметрально противоположные по эмоциональной окраске темы: рождение ребёнка и кожные заболевания. И наконец, почему вопросы изоляции, или карантина, столь жестоки и опряделяются безапелляционным суждением коэнов (священников)?



Как говорят мудрецы, подсказка содержится в самой первой букве этой главы. Это буква "гимел", традиционно она связывается с понятием "гвура". А вот слово "гвура" - это "ограждение", "отделение", но одновременно и созвучно ему слово "героизм". Может быть, этим и объяснется сочетание в одном отрывке столь странных информ-поводов.

Отделение человека от общества и сейчас очень проблематично, а тогда вообще приводило человека на грань жизни и смерти. При этом важны и причины изоляции человека. Изолировалие его не за какие-то грехи, а исключительно по причинам, которые от него зависят косвенно. Роды, или болезнь, или какая-то внешняя проблема, но человек должен быть лишен контакта с себе подобными (на время, не навсегда), исключительно ради спасения остальных. Чтобы всё общество могло функционировать.

Чтобы не усугублять соблазны изоляции, Тора диктует, кто и как должен быть отлучен от остальных. Нам, избалованным достижениями современной медицины, это кажется смешно. Но в то время диабет определяли на вкус, беременность на глаз, а пороки сердца на слух. Любая скрытая и пропущенная загноившаяся ссадина могла вызвать мор всего клана. Конечно, если это не просто нарыв, а какая-нибудь эпидемическая гадость.

Так появлюются три категории:
- тамэ - непригодный к работе;
- таhор - пригодный к работе;
- кадош - особо выделенный для работы;

Века словесных искажений изменили суть этих слов. Сейчас "тамэ" - считается нечистым, а "кадош" - благословленным. Некоторые пошли еще дальше, и эта пара стала восприниматься как символ дьявольского и божественного соответственно. Но на самом деле это не совсем так, вернее, совсем не так.

Нечистый - это всего лишь тот, кому надо мыться! А не тот, кто грязен изначально. Это как с кашрутом. Там, кстати, тоже используется слово "тамэ". Животное-тамэ не обязательно "ниже" по рангу животного, которое есть разрешено. Точно так же, человек, временно непригодный для храмового служения, не "грязен" или "прокажен" навечно. Он просто "не чист" в данный момент. Так, например, женщина - "тамэ" лишь во время менструации. Тогда, когда она отдает энергию своего тела, не порождая новую жизнь, она испытывает дефицит энергии. С энергетической точки зрения она в этот момент "вампир". Поэтому она не может приближаться к Храму, зайти в Храм - в центр круговорота энергии всего мира. Вдруг она, помимо воли, сможет повлиять на этот круговорот. Поэтому она на время изолируется от храмовой службы и от тех людей, которые собираются служить в Храме.
Также родившая ребёнка женщина потратила колоссальную часть энергии своего организма на запуск новой жизни. Это хорошо и естественно. Стандартный период изоляции - семь дней. А если родилась девочка, то 14. Объяснение этому то, что женщина - более сложное создание, чем мужчина; девочке самой предстоит приносить в мир жизнь. Поэтому на рождение девочки уходит больше энергии, чем на рождение мальчика. После окончания изоляции женщина может соприкасаться с людьми, идущими в Храм, но сама в Храме не должна появляться ещё 33 дня (если родился мальчик) или 66 дней (если родилась девочка). Поэтому нужно переводить слово "тамэ" как "отделённый". Это много объясняет.

Теперь разбермся со словом "кадош". Женщина создана изначально близкой к Единому; мужчине же предписано всю жизнь приближаться, "достраивать" себя. Именно поэтому мужчина рождается с крайней плотью, которую предписано обрезать на восьмой день. Кровь и крик, которые следуют за обрядом "брит-мила" символически восполняют энергию, которую мать младенца затратила на его рождение. Таким образом, женщина словно искупляет свою нечистоту, связанную с рождением ребенка.

Но вернемся к "кдушим". Реальное сближение возможно наедене с Книгой, один на один с Б-гом. По сути - это медитация. Углубление в себя. И это сотояние тоже требует изоляции, гвуры, отделяющей человека от остального мира. Вспомните, как Аарону и его сыновьям в главе "Шмини" семь дней запрещено было покидать Шатёр Времени. Так что и слово "кадош" по сути дела означает "отделённый".

Представляете, ТАМЭ И КАДОШ - синонимы. В это трудно поверить, но это так. Причина разная - действие одно. Чтобы не нарушить энергетику окружающих, "вампира" отделяют от других. Чтобы поднять собственную духовную энергию, самого себя тоже нужно отделить от других. То есть, "тамэ" должен держаться подальше от Храма, чтобы не нарушить его энергобаланс, "кадош" должен беречь свою "святость" и относиться к ней как к великому дару Господа. Он обладатель уникального ресурса и не может его разбазаривать по своему усмотрению. Святость - это благо всех. А изоляция - просто способ укрепить святость, чтобы потом ее можно было вернуть народу. Иногда это то, что называется "шеhина", божественное присутствие. Кстати, страны потерявшие евреев пустеют духовно, из них уходит творчество - шеhина.

Мы поняли, что граница между "чистым" и "нечистым" очень зыбка. На примере царей Израиля мы знаем, что величайший из царей Соломон постоянно балансировал между тамэ и кадош, а Узиягу, царь Иудеи, один из величайших строителей Иерусалима, был болен проказой и провёл большую часть лет своего царствования в лепрозории, но достиг такой степени духовной чистоты и святости, что стал настолько более кадош, чем все, кто жил в его время. Хотя проказа (и об этом подробно говорится в этой главе) - состояние воспринимаемое остальными как сильнейшая из "нечистых" болезней...

Тут самое время пояснить, почему именно кожные заболевания вызывают такой интерес Святой Книги. Дело все в той же энергии. Кожа защищает человека от внешних воздействий, она же является защитным коконом, который предотвращает потери энергии. А если этот кокон пробит в нескольких местах, человек становистя "пылесосом", чтоб восполнить недостающую энергию он "всасывает" ее еще больше. Поэтому псориаз, нейродермит, экзема, рожа - столь проблемные болезни. Сами по себе они не очень страшны, но они заставляют организм растрачивать свои силы. "Выкачивать" все больше и больше энергии из внешнего мира. Самая страшная болезнь в этом варианте - проказа. Она не заметна длительное времени и не поддается лечению. Тамэ становится тамэ навсегда...

Поэтому обнаружение проблемы или, современным языком, диагностика была одной из самых важных задач для общества того времени. Примечательно, что диагностировать заболевание должен не лекарь, а коэн - тот, кто раньше прошёл изоляцию для приведения в состояние "кадош". Ответ на этот не простой вопрос таков - лишь тот, кто прошел путь от тамэ к кадош, может понять, с каким состоянием он имеет дело. Во времена Исхода из Египта еврейский народ находился в особом состоянии: любое отклонение или нарушение духовного порядка немедленно отражалось на его теле. Человек замечал на своей коже пятно или язву и тут же осознавал, что у него какая-то проблема. Ему предписывали семь дней отчуждения, отделенности, и он выздоравливал - или нет...

Сегодня экземы и нейродермиты тоже лечат подобным образом! 7 дней спокойствия - и человек в норме.

Мистический смысл этого таков - медитируя в одиночестве человек осознает свою проблему и, молясь, исправляет её. Если проблема более тяжёлая, назначался повторный срок. Когда исчезала проблема, исчезали и внешние признаки болезни. Человек приносил "жертву очищения" и возвращался в общество. То есть, если человек становился тамэ, это не трагедия, а всего лишь проблема, которую можно исправить.

ТОРА описывает нам схему диагностики и исправления этой проблемы. Можем ли мы применять эту схему в наши дни, когда признаки "нечистоты" не проявляются физически? Несомненно!

Если мы можем слышать себя, то фиксируем внутренний дискомфорт, и понимаем - это признак проблемы. Вслушайтесь в себя. Все ваши комплексы, все ваши сомнения и тревоги, все это признак разлада. Нам сложнее, чем нашим предкам. Там язва четко указывала на то, что "что-то не так!" Мы же должны сами копаться в себе, чтобы понять, что именно "не так", и пройдя очищение, избавиться от долгих мучений.

Как ни странно, глава "Тазриа" даёт нам алгоритм исправления себя. То, что потом переоткрыли великие (и не очень) психологи современности. Может, именно в этом главная цель нахождения этой странной главы в Великой Книге?

Итак. 7 шагов исправления. И Вы не ТАМЭ, Вы возвращаете себя этому миру:

1-й шаг - ОСМЫСЛЕНИЕ: признание того, что проблема существует. Вы согласились с тем, что Вы - "тамэ". В одиночку или с помощью другого человека вы актуализируете свое состояние, осознаете внешние и внутренние признаки проблемы. Что это? Страх? Бессонница? Навязчивая идея? Просто головная боль без причины? Зафиксируйте проблему, опишите ее.

2-й шаг - ПРИЗНАНИЕ: Признайтесь себе, что это проблема. Что она есть. И проанализируйте, в чём она проявляется.

3-й шаг - УГЛУБЛЕНИЕ: Загляните за проблему. Посмотрите, что с Вами не так. Попробуйте понять, почему это происходит. Попробуйте выявить первопричину проблемы. Это зачастую труднее всего, но это возможно.

Три первые стадии пройдены. Их можно назвать "шеэла" - "вопрос". Теперь усложним задачи. Вам предстоит - "тшува", что означает и "ответ", и "возвращение".

4-й шаг - ОСОЗНАНИЕ: Осознайте, что можете сделать лично Вы, чтобы решить проблему, в чём конкретно можете помочь себе сами. Не обвиняйте весь мир, не вините окружающих, не прекладывайте проблемы на семью, окружение, коллектив. Верьте в то, что как только Вы решите проблему со своей стороны, Господь изменит всё, что не зависит от Вас.

5-й шаг - ДОВЕРИЕ: Поверьте, что Ваш выбор исправления проблемы (Тикуна) самый правильный, и что именно Вам удастся всё, что Вы решили сделать.

6-й шаг - ПРОДВИЖЕНИЕ: Действуйте в соответствии с принятым решением. Делайте всё, что зависит от Вас для Вашего исправления.

7-й шаг - ИСПЫТАНИЕ: Вам обязвательно придется пройти через искушение (это самая главная часть нашей вечной борьбы), обстоятельства предложат Вам оглянуться назад, усомниться в том, что все, что Вы сделали, правильно. Может быть, будет повторение ситуации, от которой Вы ушли: с другим ли человеком, при других ли обстоятельствах. Но знайте, Вам обязательно будет предложен этот экзамен. Если на этот раз проблемы не возникнет - урок выучен. После этого Вы уже не тамэ. Путь к состоянию Кадош открыт.

И, в завершение, пример Исраэля Яннов тому, каковы реальные признаки состояний Тамэ, Таhор и Кадош на примере банковского счёта.

Допустим, Вы хотите войти в дело с бизнес-партнёром, и Вам необходимо завести общий счёт в банке. Перед этим Вы должны проверить, как обстоят дела на счету у предполагаемого партнёра. Если его счёт сбалансирован, и каждый месяц дебет сходится с кредитом - партнёр надёжный, это таhор. Если динамика его счёта такова, что каждый месяц он получает больше, чем тратит - такого партнёра вообще нельзя выпускать из виду, он словно специально создан для совместной работы: кадош. Но - увы! - бывают люди, чьё экономическое положение оставляет желать лучшего. Они могут быть прекрасными собеседниками, честнейшими людьми, профессионалами высшего класса, но объединять счёт с человеком, который каждый месяц тратит намного больше, чем зарабатывает? Выцйдет себе дороже: он - тамэ!

Предложите ему пройти 7 шагов. Но сделайте это вместе. И тогда Тазриа станет Мецорой...

promo felbert april 3, 2014 11:11 7
Buy for 100 tokens
"Свыше 10 000 просмотров в сутки за 100 жетонов. По вопросам серьёзного сотрудничества пишите на felbert@yandex.ua"

?

Log in

No account? Create an account